Игры с палочками Кюизенера помогают родителям подготовить своих детей к школе. С помощью набора брусочков ребенок в игровой форме изучает азы математики, а также учится находить решения сложных логических задач.
Создателем этой методики был бельгийский педагог Джордж Кюизенер. Работая с детьми, он заметил, что малышам сложно понять, как происходят математические действия, если их объяснять только на словах и цифрах. Он предположил, что изучение облегчит использование разного дидактического материала, который ребенок сам сможет потрогать и сравнить. Педагог разработал специальную методику – набор цветных палочек, с помощью которых можно наглядно объяснить законы и понятия математики. Методика была названа именем автора – «Палочки Кюизенера».
Палочки Кюизенера — это набор брусочков. Каждый брусочек имеет определенную длину, соответствующую числовому значению, и окрашен в свой цвет.
Брусочки, окрашенные в цвета, близкие по оттенку объединяются в числовые в «семейства»:
-
К «красному семейству» относятся палочки розового, красного и бордового цветов, которые соответствуют числам 2, 4, 8 (числа, кратные 2).
-
В «синее семейство» входят голубая, фиолетовая и синяя палочки, соответствующие числам 3, 6 и 9 (числа, кратные 3).
-
«Желтое семейство» — желтая и оранжевая палочки, 5 и 10 соответственно (числа, кратные 5).
-
«Черное семейство» — число 7, представлено черной палочкой, длиной 7 см.
-
«Белое семейство» — число 1 – белая палочка, длиной 1 см.
В магазинах можно найти разные счетные наборы, но классическим считается набор из 241 брусочка.
Игры с палочками Кюизенера подходят для детей разного возраста. Малыши могут играть с ними как с обычными кубиками или конструктором, изучать с их помощью фигуры, цвета, составлять изображения. Это развивает мелкую моторику, зрительную память.
Ребята по старше, благодаря играм с палочками Кюизенера легко учатся:
-
Складывать и вычитать
-
Разбирать числа на составляющие
-
Определять расположение предметов в пространстве (снизу, слева)
-
Определять числа, цифры, фигуры, их соотношение друг с другом.
Примеры игровых занятий с малышами:
-
Зрительное сравнение палочек по размеру. Необходимо предложить ребенку внимательно посмотреть на предметы и сравнить их между собой.
-
Разделение по цветам. Можно предложить ребенку разложить все палочки по цветам.
-
Чередование цвета. Попросите ребенка выложить полоску из двух цветов, чередуя их, например, желтая-голубая.
-
Предложите ребенку выбрать по одному брусочку разного цвета и назвать все цвета.
-
Предложите малышу разложить палочки в убывающем или возрастающем порядке (от самой большой к маленькой и наоборот).
Главная задача родителей помочь ребенку сделать выводы из игр, для этого можно задавать малышу наводящие вопросы, но не отвечать на них за малыша. Позвольте детям мыслить самостоятельно, развивать логические цепи.
Следующим этапом игр с палочками может стать изучение счета. Ребенок уже умеет считать до 10, может оставлять лесенки из палочек Кюизенера, знает последовательность чисел:
-
Положите перед малышом две палочки разной длины, например, голубую и желтую (3 и 5). Рядом положите бордовую палочку (8), попросите ребенка соединить желтую и голубую полоску и сравнить получившийся отрезок с бордовым. Спросите, какое число получилось в сумме чисел двух брусочков, проверьте с помощью белого. Так вы научите ребенка складывать.
-
Научить ребенка умножению. Положите на стол брусочек белого цвета (1), попросите ребенка назвать число этого цвета. Положите еще один белый и спросите сколько получится (2). Затем повторите то же самое с голубой, розовой палочками. Так ребенок научится умножать на 2
Игры с палочками Кюизенера помогают детям учится измерять предметы:
-
Попросите ребенка найти в комнате предметы, равные/ короче/ длиннее бордовой палочки.
-
Уберите палочку черного цвета. Скажите ребенку, что нет полоски, которая короче бордовой и длиннее фиолетовой. Предложите догадаться, брусочек какого цвета вы спрятали.
-
Любопытная игра – «паровозик». Составляем вагоны из палочек, начиная от самой короткой, заканчивая самой длинной. Спросите у ребенка, сколько мест в каждом вагоне. Для этого, помогите выложить на каждый из вагончиков» белые брусочки. Попросите ребенка посчитать их количество, и объясните, почему число мест в вагончиках соответствует числу белых брусочков. Усложнить задачу можно, пропустив несколько вагончиков. Предложите ребенку заполнить пространство палочками, соответствующего размера.
-
Построение лестницы. Предложите ребенку построить лестницу из 10 брусочков, называя цвет и соответствующее число. Когда лестница будет построена, попросите малыша мысленно пройти по ней сначала вверх, затем вниз, одновременно, считая ступеньки и называя цвета. Затем усложните задачу. Попросите ребенка построить двойную лестницу, уже из 20 брусочков.
-
Нарисуйте на листе бумаги рисунок. Внутри обозначьте расположение полосок, с помощью которых ребенок будет составлять фигуру, подпишите числа. Предложите малышу выложить фигуру по схеме.
-
Постройте домик. Возьмите полоски разного размера. За основу, возьмите оранжевую (10). Пусть ребенок подбирает палочки по размеру так, чтобы получился отрезок, равный оранжевому. Например, белый (1) +синий (9), розовый (2) + бордовый (8). Сложите сначала стену (квадрат) затем крышу и трубу.
Для подготовки ребенка к школе – палочки Кюизенера хороший вариант. Игровые занятия с ними способствуют формированию интеллекта ребенка, логического мышления, творческих способностей. Помогают развить мелкую моторику, усидчивость, учат концентрироваться на определенных задачах, искать логическое решение.
Не заставляйте ребенка заниматься, если он того не хочет. Задача палочек Кюизенера – помочь детям изучать азы математики в игровой форме, привить интерес к науке через логические задачи. Таким образом, изучение предмета будет проходить с удовольствием и пользой.