Методика Никитиных для детей – программа раннего развития, созданная знаменитыми русскими педагогами Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными. Они разработали систему воспитания, основанную на раннем развитии физических и интеллектуальных способностей и опробовали ее на своих детях. Суть системы заключается в том, что:
-
Ребенок изначально — самостоятельная личность, родители не должны навязывать ему свои интересы и желания. Малышу дается право выбирать то, чем он будет заниматься, исходя из собственных интересов. Родители только контролируют эти занятия.
-
Мама и папа не должны все делать за своего ребенка. Присутствие их в жизни малыша обязательно, но помощь оказывать рекомендуется только в крайних случаях.
-
Родители должны быть примером для детей. Если мама и папа хотят, чтобы их дети стали спортсменами, они сами должны активно заниматься спортом.
-
Приветствуется полезная атмосфера в доме и специальная атрибутика, стимулирующая ребенка стремиться к совершенству. В доступности должны находиться учебные пособия, карты, чертежи, спортивные снаряды, что будет побуждать ребенка к новым знаниям и умениям.
По системе Никитиных родители не должны чрезмерно опекать своих детей, не давая им возможности самостоятельно решать свои проблемы и трудности. В таких семьях у ребят нет свободы выбора и возможности учиться на ошибках. В будущем, это грозит тем, что сегодняшний малыш, став взрослой личностью, не сможет самостоятельно принимать решений и подсознательно будет ждать этих решений от других. Чрезмерная опека мамы и папы к тому же мешает ребенку учиться общаться со сверстниками.
Другая крайность, от которой предостерегают Никитины – заброшенность ребенка. В таких случаях, родители практически не участвуют в жизни детей. Все общение сводится к удовлетворению физических потребностей таких как, прием пищи, купание. Никитины считают, что родители не должны игнорировать своих малышей. Наоборот, все занятия которые интересны ребенку должны проходить при активном участии мамы и папы.
По методике Никитиных родителям не стоит:
-
Занимать все время ребенка своими играми и занятиями. Ребенку необходимо личное время.
-
Не нужно постоянно опекать малыша. Необходимо позволить ему учиться на своих ошибках и шишках.
-
Запрещать ребенку самостоятельно выбирать себе занятия.
-
Решать за малыша, чем ему заниматься и что ему должно нравиться.
В основе методики Никитиных лежит, прежде всего, естественность бытия. Родители ни к чему не принуждают своих детей, дают им возможность самостоятельно решать, когда им есть, спать, чем заниматься. Даже грудничков педагоги советуют кормить по требованию, забыв про режимы.
Родители не навязывают детям своего мнения, а идут с ними на диалог, в котором лишь помогают решать жизненные ситуации.
Лучшим методом общения, по Никитиным, является совместный труд. Дочки помогают маме на кухне и по дому, мальчики работают с отцом, приобретая таким образом, навык ведения хозяйства.
Методика Никитиных для детей выделяет физическое развитие детей и закаливание. Борис Павлович был убежден, что малышей как можно раньше нужно знакомить со спортивными снарядами, не кутать в теплую одежду, закаливать, кормить только здоровой пищей. Опыт супругов Никитиных показал, что такое воспитание, действительно, оберегает детей от многих простудных заболеваний.
Наряду с физическим методика Никитиных для детей выделяет и интеллектуальное развитие. Борис Павлович создал целый ряд логических игр, особенностью которых является отсутствие правил. Дети сами должны додумывать их в процессе игры, наблюдая за другими игроками, анализируя их поведение и делая выводы.
Одна из самых известных игр, разработанных супругами Никитиными, называется «Сложи узор». Считается, что с этим заданием способен справиться даже полуторагодовалый малыш. Перед ребенком кладут 16 кубиков, у которых все грани окрашены в определенные цвета. Родители предлагают ему сложить фигуры. Для начала простые, например, прямую, состоящую из одного цвета. Усложняют задачу чередованием цвета, а затем переходят к выкладыванию разных узоров.
Все игры, разработанные Никитиными, представляют собой ряд задач, к которым дети находят решения с помощью кубиков, квадратов, деталей. Подходят эти игры для ребят разного возраста, так как, имеются разные уровни сложности выполнения.
Принципы игр Никитиных:
-
Нельзя объяснять ребенку правила. Он сам должен додуматься до ответа. Таким образом происходит развитие творческих навыков и поиска нестандартных решений.
-
Нельзя требовать моментального выполнения задания. Приветствуется похвала, присутствие рядом родителей, но никаких жестких рамок и границ в игре.
-
Ребенку разрешается выполнять задания по своему сценарию. То есть, если малыш увидит другое логическое решение, не то, которое должно быть, это только приветствуется.
Впервые о супругах Никитиных узнали в 60-х годах прошлого века. Они стали новаторами в педагогическом воспитании детей, предложив свою методику раннего развития, которая существенно отличалась от советской.
В своей семье они создали такую обстановку, которая позволила их детям (их, кстати, у супругов 7) развиваться в разных направлениях. К примеру, когда ребенок только начинал разговаривать, ему уже предлагались для игр кубики с буквами, что стимулировало здоровый интерес к чтению. Никитины не пеленали своих грудничков, позволяя им свободно двигаться. Дети босиком бегали по снегу, выполняли гимнастические упражнения, чем шокировали соседей.
Супруги не принуждали малышей к занятиям, давали им полную свободу действий. Под присмотром взрослых, Борис Павлович разрешал своим детям даже прикоснуться к горячей кастрюле или уколоть палец иголкой. Малыши, таким образом, осознавали опасность и становились более осторожными.
Уже к трем-четырем годам дети Никитиных умели читать, писать, знали азы математики, решали логические задачи.
У данной методики много сторонников и много людей, которые выступают против нее. Однако на своем опыте воспитания детей Никитины показали, что методика работает. При правильном к ней подходе можно добиться хороших физических и умственных способностей у детей.